Главные проблемы современности - безнадзорность, правонарушения среди несовершеннолетних. Работа по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по предупреждению вовлечения подростков и молодёжи в совершение противоправных и антиобщественных действий, а также формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих является одной из важных функциональных задач МБОУ «Комсомольская СОШ» и филиалов.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в нашей школе осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ.
В соответствии с ФЗ № 120 РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.
Профилактическая работа осуществляется по следующим направлениям:
- Профилактика безнадзорности и правонарушений. Ранняя профилактика семейного неблагополучия. Профилактическая работа по предупреждению жестокого обращения с детьми. Профилактика самовольного ухода детей из школы, дома.
- Профилактика употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения.
- Профилактика суицидального поведения
- Интернет-безопасность
- Профилактика экстремизма, терроризма.
- Профилактика буллинга, скулшутинга, кибербуллинга.
Главное в данной работе – объединение и координация усилий семьи, школы и социума, согласование методов воспитания, способов мотивации, поощрения, порицания, приобщения к труду и другим занятиям.
В МБОУ «Комсомольская СОШ» функционирует Социально – психологическая служба (СПС), которая предназначена для организации активного сотрудничества как руководства, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. Полная информация о функционировании СПСлужбы размещена в пункте Меню на нашем сайте.
Информация о СПСлужбе |
|
Информация руководителя СПСлужбы |
|
Информация о деятельности Наркопоста |
|
Информация о школьной службе медиации (примирения) |
|
Информация о деятельности социального педагога базовой школы |
|
Информация о деятельности педагогов -психологов |
|
Информация о деятельности учителя -логопеда базовой школы |
|
Информация о деятельности социального педагога и учителя логопеда в филиале п.с-за «Селезнёвский» |
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы. Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в МКДН и ЗП, ОПДН, внутришкольном учете.
Схема сотрудничества участников воспитательного процесса по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
Задачи профилактической работы в МБОУ «Комсомольская СОШ»:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
-координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств Тамбовского муниципального округа, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
- осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используем разнообразные формы работы:
- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
- рейды по неблагополучным семьям;
- деятельность Совета профилактики школы;
- организация родительского лектория;
- индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
- работа с документами;
- диагностика;
- индивидуальные и групповые консультации;
- содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
- работа по профориентации;
- семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
- родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные, собрания с участием членов МКДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
- организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
- оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
- организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
Методы работы:
-анкетирование;
-тестирование;
-наблюдение;
-опрос;
-беседа;
-рефлексия;
-убеждение;
-анализ документов;
-социометрия;
-метод поощрения;
-метод убеждения;
-методика организации коллективной творческой деятельности;
-индивидуальная консультация;
-индивидуальная педагогическая поддержки.
Для решения основных целей и задач по профилактике правонарушений и безопасности используются различные формы взаимодействия.
Объект взаимодействия |
Основные функции взаимодействия |
Управление образования администрации Тамбовского муниципального округа |
Содействует объединению усилий заинтересованных ведомств с целью предупреждения безнадзорности и правонарушений детей и подростков. Проводит совещания, семинары, консультирование по профилактике правонарушений и безнадзорности. Выступает организатором различных конкурсов, акций. |
Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите из прав (МКДН и ЗП) |
Совместные рейды с посещением социально - неблагополучных семей учащихся школы. Родительские собрания, проведение лекций, бесед по профилактике асоциального поведения среди учащихся. Обеспечивает организацию и проведение заседаний, конференций, координационных совещаний, семинаров и других мероприятий по вопросам совершенствования деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. |
Инспектор по делам несовершеннолетних ОПДН. |
С каждым школьником, уклоняющимся от учебы, нарушающего учебную дисциплину проводит индивидуальную работу: лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона; информирует школу, семью о принятых мерах к «трудным» подросткам, стоящим на учете в полиции; выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних; совместно с учителями, социальными педагогами, администрацией школы определяют меры индивидуального воздействия, меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками; ведет картотеку лиц, или банк данных взятых на профилактический учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, проводит индивидуальную профилактическую работу, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка, о негативных последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится; входит в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений. |
Отдел охраны правд детства при управлении образования администрации Тамбовского мо. |
Проводит работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, в том числе организуют комплексное правовое, педагогическое, социально- психологическое и медицинское сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Организует и проводит индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Осуществляет деятельность по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. |
Отдел культуры, туризма при управлении образования администрации Тамбовского мо. |
Проведение социально – значимых мероприятий, спортивных соревнований, конкурсов. |
ФАП п.с-за «Комсомолец» |
Диагностика и мониторинг здоровья обучающихся школы, санитарно – просветительская работа. |
МАУК Тамбовского мо Дом культуры, филиал в п.с-за «Комсомолец» |
Совместные концерты, приуроченные к календарным праздникам и творческих отчётов учащихся школы. |
МБУК «Межпоселенческая библиотека Тамбовского мо» в п.с-за «Комсомолец» |
Информационная деятельность: организация книжных выставок, плакатов. Обеспечивает информационно – методическую базу профилактической работы. Проведение выставок, бесед. |
Филиал МБОУ ДОД Комсомольская ДМШ |
Проведение социально – значимых мероприятий, развитие творческого потенциала у несовершеннолетних обучающихся. |
Администрация школы |
Осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом. Несет ответственность: - за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов; -систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей «группы риска»); |
Учителя предметники Классные руководители |
Благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, СПСлужбой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке. |
Родители |
Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для нормального содержания, обучения, здоровья, досуга, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают безнадзорного пребывания на улице. |
СИСТЕМА РАБОТЫ МБОУ «КОМСОМОЛЬСКАЯ СОШ» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
СРЕДИ УЧАЩИХСЯ И ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА.
Направление |
Деятельность администрации |
Деятельность педагогического коллектива |
Работа педагогов с детьми |
Работа с родителями |
Связь с социальными институтами |
1. Пропаганда здорового образа жизни |
Создание условий для безопасных условий деятельности всех участников УВР, отслеживание активных форм работы |
Организация совместной деятельности классных руководителей и учителей-предметников |
Привлечение к участию в массовых и спортивных мероприятиях |
Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей и профилактике вредных привычек |
Привлечение специалистов различных социальных институтов в работе с педагогами, детьми и родителями |
2. Досуговая деятельность |
Координация деятельности кружков и секций в системе дополнительного образования МБОУ и за ее пределами |
Мероприятия по укреплению взаимосвязей разновозрастных коллективов и взаимоотношений в классе |
Создание условий для выявления и развития способностей детей. Включение в коллективные и малые формы работы |
Привлечение родителей к организации и проведению совместных мероприятий |
Организация свободного времени учащихся. Участие в мероприятиях разного уровня |
3. Общение и развитие |
Отслеживание личностного развития детей и профессионального роста педагогов |
Взаимодействие с психологом, коллегами, администрацией по решению возникших проблем. Проведение педагогических консилиумов |
Определение задач по развитию каждого учащегося |
Организация консультаций специалистов по желанию родителей |
Взаимодействие с районными и городскими службами и учреждениями культуры |
4.Профилактическая работа |
Проведение анализа по выявлению причин «попадания» детей в группу риска |
Создание системы мероприятий |
Проведение разъяснительной работы о правовых обязанностях и ответственности несовершеннолетних |
Организация лектория и индивидуальных консультаций |
Проведение совместных рейдов и отдельных мероприятий |
5. Научно-методическая работа |
Организация работы по повышению научно-практической подготовки педагогов |
Ознакомление с нормативно-правовыми документами и методиками |
Определение влияния воспитательных усилий на развитие личности ребенка |
Диагностика и мониторинг |
Организация семинаров и конференций |
6. Учетно-регистрационная деятельность |
Составление картотеки учащихся группы риска, и неблагополучных семей |
Своевременное выявление детей группы риска и неблагополучных семей |
Ведение дневников наблюдений и проведение мероприятий по защите прав ребенка |
Посещение детей на дому, выявление семей, находящихся в социально опасном положении |
Уточнение, учет и регистрация учащихся и семей различных социальных категорий |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МБОУ «КОМСОМОЛЬСКАЯ СОШ»
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ,
ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ.
Основные направления |
Задачи |
Формы работы |
Документы |
1. Выявление, учет, изучение |
Выявление несовершеннолетних «группы риска».Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Изучение семей и условий семейного воспитания, жилищно-бытовых условий. Изучение особенностей развития личности учащихся «группы риска». |
Индивидуальные беседы с учащимися, родителями. Анкетирование. Посещение семей. Работа с документами. |
Социальные паспорта классов. Социальный портрет школы. Списки учащихся и семей, поставленных на ВШУ. Акты посещения семей учащихся. |
2. Контроль, коррекция, защита |
Осуществление ВШУ за учащимися «группы риска» и семьями, находящимися в СОП. Оказание правовой, социальной, психоло - педагогической помощи учащимся, защита их законных прав и интересов. Организация взаимодействия с государственными внешкольными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. |
Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» (по плану) Совместная работа с ОПДН, МКДН и др. (по плану). Организация работы Совета профилактики правонарушений (по плану). |
.Составление и реализация плана совместной работы с ОПДН иМ КДН. Составление и реализация плана работы Совета профилактики правонарушений. Ведение протоколов заседаний Совета профилактики правонарушений. Акты посещений семей учащихся, характеризующие материалы, представления и др. |
НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРИУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗ-НАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА.
Документы Международного уровня.
-Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г.
- Всеобщая декларация прав человека принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10.12.1948г.
Документы Федерального уровня.
1.Конституция РФ
2.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г №273-ФЗ (ред.от 25.12.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
3. Федеральный закон от 24.07.1998 №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребён-ка в РФ».
4. Федеральный закон №120 от 24.06.1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополне-ниями).
5. Указ Президента РФ от 17.05.2023г №358 «О Стратегии комплексной безопасно-сти детей в РФ на период до 2030г».
6.Распоряжение Правительства РФ от 26.04.2021 №1058-р «Об утверждении ком-плекса мер до 2025г по совершенствованию системы профилактики суицида несо-вершеннолетних».
7. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021г №122-р «Об утверждении плана мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027года».
8.Концепция развития системы психолого –педагогической помощи в сфере ОО и СПО в РФ на период до 2030г. (утверждена Министром просвещения РФ 18. 06. 2024г).
9. Письмо Министерства Просвещения РФ № 07-8344 от 29.11.2019г « О методиче-ских рекомендациях, содержащие порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с использо-ванием восстановительного подхода в случаях отказов родителей (законных пред-ставителей) несовершеннолетних от предлагаемых мероприятий в рамках проводи-мой индивидуальной профилактической работы» .
Документы Регионального уровня.
1.Закон Тамбовской области от 09.11.2009 №576-З «О мерах по содействию физиче-скому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».
2. Закон Тамбовской области от 31.12.2009г №609 –З «Об Уполномоченном по пра-вам ребёнка в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями).
3. Закон Тамбовской области от 03.07.2017г №117 –З «Об отдельных вопросах по профилактике правонарушений в Тамбовской области».
4. Постановление администрации Тамбовской области от 16 .01.2018 г. N 28 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации индивиду-альной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, нахо-дящихся в социально опасном положении, и формирования Банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении».
5. Приказ управления образования и науки Тамбовской области № 2148 от 11. 08. 2022г «Об организации деятельности тьюторов –наставников для несовершеннолет-них, находящихся в конфликте с законом».
6. Приказ об утверждении региональной программы Тамбовской области «Профи-лактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Там-бовской области на 2022-2026годы» № 2008/118/322/98/1033 от 02.08.2022г.
7. Свод мер помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении в Тамбовской области.
8. Постановление Администрации Тамбовской области №203 от 27.02.2012 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сирот-ства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и за-конных интересов (с изменениями и дополнениями).
Документы Муниципального уровня.
1. Постановление администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области № 633 от 19.03.2024г «Об утверждении Порядка межведомственного взаи-модействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства и устранению причин нарушения их прав и за-конных интересов».
2. Постановление Администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области №276 от 16.02.2024г «О создании муниципальной комиссии по делам несо-вершеннолетних и защите их прав администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области».
3. Постановление Администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области № 443 от 28.02.2024г «Об утверждении Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних при организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП и несовершеннолетних, находя-щихся в СОП».
4.Реестр мест, нахождение в которых детей не допускается, на территории Тамбов-ского района Тамбовской области (утверждено постановлением администрации Там-бовского района от 29.11.2023 №2248)
Методические пособия, рекомендации….
-Методические рекомендации «Суицидальное поведение несовершеннолетних (фак-торы риска, диагностика).
- Методические рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения.
-Методические рекомендации «Профилактика суицидального поведения несовер-шеннолетних в ОО».
- Алгоритм действий ОО в случаях выявления склонности к суициду.
- Алгоритм действий ОО в случаях суицида.
-Методические рекомендации по профилактике моббинга в школе.
Документы школьного уровня.
1. Приказ «О создании Совета профилактики на 2024-2025уч.г.»
7. Приказ «О работе социальной гостиной на 2024-2025уч.г»
4. План работы МБОУ «Комсомольская СОШ» и филиалов в с.Богословка, с.Лысые Горы, с.Новосельсево, с.Селезни, п.с-за «Селезнёвский» по профилактике правонарушений, асоциальных явлений, употребления алкоголя, табакокурения , суицидальных попыток, безнадзорности, террористических и экстремистских проявлений среди несовершеннолетних на 2024-2025учебный год.
5.План индивидуальной работы педагогов –психологов с семьями, состоящими на ВШУ на 2024-2025уч.год.
8. План работы социального педагога на 2024-2025уч.год.
Профилактика виктимизации у детей и подростков.
Памятка для классных руководителей и педагогов ОО Алгоритм действий.
Памятка для педагогов по агрессивному поведению 1
Памятка для педагогов в соответствии с навигатором профилактики.
Памятка для педагогов по агрессивному поведению 2
Памятка для педагогов по раннему проблемному поведению 2
Памятка для педагогов по раннему проблемному поведению
Памятка для педагогов Риск нападения обучающимися на ОО
Памятка для педагогов Риски связанные с социально - психологической дезадаптацией
Памятка для педагогов.Как пользоваться цветной индикацией
Памятка для педагогов.Новигатор профилактики.Цветовая индексация
Информация о службе медиации (примирения).
Школа – место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению.
Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.
Школьная Служба Примирения – это организационная форма взаимодействия команды взрослых и подростков, реализующих в образовательном пространстве принципы восстановительного правосудия, которая проводит восстановительные медиации для урегулирования школьных конфликтных ситуаций.
В МБОУ «Комсомольская СОШ» организована работа школьной службы медиации.
Полная информация о функционировании службы примирения размещена в пункте Меню на нашем сайте (https://natwod74.wixsite.com/website)
Приказ «Об организации работы школьной службы медиации на 2024-2025уч.год»
Задача службы сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Направления:
- создание психологического комфорта всем учащимся, оказавшимся в конфликтной ситуации;
- предупреждение повторных правонарушений.
Опирается на принципы:
- добровольности;
-конфиденциальности;
-нейтральности.
Программа примирения концентрируется на:
-примирении сторон;
-возмещении ущерба самим нарушителем;
-активное участие сторон в разрешении ситуации;
-включение сообщества в нормализацию отношений.
Важным результатом разрешения конфликта является:
-преодоление враждебности между сторонами; uучастие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.
-Встречи участников конфликта, организуемые ведущим (медиатором, нейтральным посредником) за «столом переговоров», называются программой примирения.
Ожидаемые результаты работы школьной службы примирения:
Для детей и подростков:
- дети станут более ответственными и культурными, снижаются враждебность, напряжённость и эскалация конфликтов, шире используются мирные процедуры для разрешения конфликтов;
-дети получат новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества и гражданской активности;
-повысится показатель социального самочувствия (в том числе субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей);
-участвующие в примирительных процедурах дети, ставшие жертвами правонарушений, получат удовлетворение: у них восстанавливается чувство справедливости и безопасности, снижаются ощущения враждебности и угрозы со стороны детской среды;
-дети-правонарушители, которые участвуют в примирительных процедурах, проявят раскаяние, возместят вред, который был причинён совершённым им правонарушением, либо проявят стремление посильно возместить такой вред;
-создадутся условия для планирования позитивного будущего детей правонарушителей;