Социально-психологическая служба
МБОУ «Комсомольская СОШ»
– один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Социально-психологическая служба (далее СПС) в школе предназначена для организации активного сотрудничества как руководства, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям.
В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое и логопедическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям.
Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической и логопедической коррекции и реабилитации.
Объектом работы социального педагога, педагога - психолога и учителя - логопеда является каждый обучающийся школы, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального и основного образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.
Социально-психологическая деятельность является важнейшим шагом в приближении к ребенку, изучении его непосредственных нужд и проблем.
Все выше сказанное подчеркивает актуальность развития социально - психологической службы в школе для реализации необходимой помощи детям, подросткам и их семьям.
Структура работы службы.
Основной целью деятельности службы является социально - психологическое сопровождение, личностная и социальная адаптация детей и подростков в про-цессе обучения в школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Социально-психологическая служба осуществляет деятельность, руководству-ясь запросами родителей учащихся, администрации, педагогов.
Специалисты социально-психологической службы школы работают с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, а если с группой, то небольшой, если с семь-ёй, то с каждой в отдельности.
Основное назначение службы – это психологическая и социальная защита ре-бёнка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Одна из задач социально - психологической службы – обеспечить такой пси-хологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родите-ли не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.
Задачи службы:
• защита прав и интересов личности учащихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и социальных проблем;
• комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребёнка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого вни-мания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обуче-нии и развитии;
• содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, соци-ализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• развитие психолого-педагогической и социальной компетентности всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов, родителей;
• содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому кол-лективу в оптимизации социально-психологического климата образова-тельного учреждения;
• психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) учащихся и педагогам;
• консультативно-просветительская работа среди учащихся, педагогов, роди-телей;
• профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей.
Согласно федеральному закону РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об обра-зовании в Российской Федерации", ст. 42 п. 3. «Психолого-педагогическая, со-циально-педагогическая помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)».
Социально-психологическая служба МБОУ «Комсомольская СОШ» должна осуществлять свою деятельность в соответствии с актуальными федеральными документами, положениями нормативно-правовой документации, касающейся организации социально-психологической деятельности в образовательном учре-ждении.
- Конвенцией о правах ребенка.
- Конституцией РФ.
- Законом «Об образовании».
- Уставом МБОУ «Комсомольская СОШ».
- Должностными инструкциями (руководитель СПСлужбы, социальный пе-дагог, педагог – психолог, учитель -логопед).
- Положением о социально - психологической службе МБОУ «Комсомоль-ская СОШ»
- Приказа о деятельности в школе СПС (ежегодно)
Основное взаимодействие социального педагога и педагога-психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с "трудными" детьми.
Основные направления работы.
Социальный педагог
• Проверка посещаемости занятий учащимися.
• Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
• Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "труд-ными" учащимися.
• Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.
• Участие, в работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсове-та и т.д.
• Взаимодействие с органами профилактики.
Педагог- психолог
• Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным во-просам.
• Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
• Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсо-вета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
• Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с "труд-ными" учащимися.
• Развитие индивидуальных способностей учащихся.
• Оказание психологической помощи и поддержки учащимся
Учитель – логопед
Обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имею-щегося у них дефекта развития речи. Комплектует группы для занятий с учетом пси-хофизического состояния обучающихся. Осуществляет деятельность по коррекции устной и письменной речи учащихся. Проводит групповые и индивидуальные заня-тия с учащимися, имеющими различные речевые нарушения. Работает в тесном кон-такте с учителями, психологами, воспитателями, посещает занятия и уроки; Кон-сультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по при-менению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим откло-нения в речевом развитии
• обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень вы-раженности имеющегося у них дефекта;
• комплектует группы для занятий, с учетом психофизического состояния обу-чающихся;
• проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций речи;
• работает в тесном контакте с учителями, психологами, посещает занятия и уроки;
• консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
• Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продленного дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.
• Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
• Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические иссле-дования (в соответствии с запросами).
• Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, вы-ступлений, тренингов и др.
Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соот-ветствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику.
По согласованию с администрацией школы СПС может развивать свою деятель-ность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.
Ступени социально – психологического сопровождения детей.
Сущность деятельности СПС – посредническая деятельность. Она локализуется в системах отношений: учитель – ученик, родитель – ученик, ученик –ученик, учи-тель – родитель, учитель –учитель.
СОСТАВ социально – психологической службы
МБОУ «Комсомольская СОШ»
ФИО |
Должность |
Сведения об образовании, общ. стаж работы, стаж работы по данной должности. |
Сидорова Оксана Михайловна |
Руководитель СПСлужбы, зам.директора по ВР |
Высшее, общий стаж работы 18лет, в данной должности 15 лет. Электронная почта: omsidorova@mail.ru |
Козлова Анна Валерьевна |
Социальный педагог |
Высшее, общий стаж работы 27 лет, в должности социального педагога 8 лет. Имеет высшую квалификационную категорию (Приказ УО и науки Тамбовской области №3229 от 31.10.2019г) Электронная почта: AnKoz78@yandex.ru |
Колодина Анастасия Александровна |
Педагог психолог |
Высшее, общий стаж работы 7 лет, в данной должности 7 лет. Электронная почта: inf5050@mail.ru |
Юрьева Анна Владимировна |
Педагог психолог |
Высшее, общий стаж работы 12лет, в данной должности 4 года. Электронная почта: anna19081986@bk.ru |
Ушакова Елена Борисовна (с 01.09.2024г в отпуске по уходу за ребёнком) |
Учитель логопед |
Высшее, общий стаж работы 7 лет, в данной должности 4 года. Электронная почта: elenabogatyreva998@mail.ru |
Леонова Ирина Игоревна (с 01.09.2024г на время отпуска по уходу за ребёнком основного работника) |
Учитель логопед |
Высшее, в данной должности 1 год. Электронная почта: ira.vahaeva@yandex.ru |
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ.
Международные документы.
1.Конвенция о правах ребёнка.
2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)
3. Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассам-блеи от 9 декабря 1975 г.)
Документы Федерального уровня.
1. Конституция РФ.
2. Семейный кодекс РФ.
2. Гражданский кодекс РФ
3. Уголовный кодекс РФ.
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Рос-сийской Федерации" с изменениями и дополнениями
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"
6.Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020г № Р-75 «Об утвержде-нии примерного Положения об оказании логопедической помощи в организаци-ях, осуществляющих образовательную деятельность».
7.Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000г. №2 «Об орга-низации логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
8.Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей».
9. ФЗ от 24.07.1998г № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
10. ФЗ от 24.06.1999г №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
11. Федеральный закон от 03.12.2011 г. №377-ФЗ "О внесении изменений в ста-тью 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
13. Федеральный закон от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
14. Постановление правительства РФ от 19.05. 2009 г. №423 «Об отдельных во-просах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
15. Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвали-дов в Российской Федерации».
16. ФЗ от 03.05.2012г «О ратификации конвенции о правах инвалидов».
17. Федеральный закон от 01декабря 2014года №419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социаль-ной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
18. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2015 №ВК-3041/07 «О показателях динамики обеспечения образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов».
19.Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
20. Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 №НТ-392/07 «Об итоговой атте-стации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
21.Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических реко-мендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
22.Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
23.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспита-ния в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адапти-рованным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
24. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельно-сти по основным общеобразовательным программам - образовательным про-граммам начального общего, основного общего и среднего общего образования”
25.Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 «Об утверждении положе-ния о службе практической психологии в системе министерства образования РФ».
26. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001г. №29/1886-6 .
27. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопро-вождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модерни-зации образования;
28. Приказ МО РФ от 28.02.2000г №619 «О концепции профилактики злоупо-требления психоактивными веществами в образовательной среде».
Документы Регионального уровня.
1. Закон Тамбовской области от 03.10.2007г №265 «О профилактике правона-рушений в Тамбовской области».
2.Закон Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 20 мая 2011 г.) (с изменениями и дополнениями)
3. Постановление Администрации Тамбовской области от 21.12.2011г №1832 «О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям».
4.Методические рекомендации по реализации постановления Тамбовской области от 27.02.2012 №203 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодей-ствия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устра-нения причин нарушения их прав и законных интересов» (с изменениями от 20.06.2012, от 17.03.2018г).
5. Приказ управления образования и науки области от 03.06.2020 №1221 "О вне-сении изменений в Порядок взаимодействия управления образования и науки об-ласти и органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Тамбовской области по устройству дете-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство)"
6. Приказ управления образования и науки области от 29.01.2020 №210 "О вне-сении изменений в приказ управления образования и науки области от 27.02.2019 №519 "Об утверждении перечня услу психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а так же гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей".
7.Приказ управления образования и науки области от 20.11.2019 №3443 "О вне-сении изменений в Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденную при-казом управления образования и науки области области от 19.06.2015 №1985."
8.Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 12.08.2019 №2360 "Об утверждении Порядка учета лиц, желающих усыновить детей, на территории Тамбовской области" .
9.Приказ управления образования и науки области от 22.01.2018 №108 "Об утверждении Порядка взаимодействия управления образования и науки области с органами местной администрации, осуществляющими управление в сфере обра-зования, и областными государственными образовательными организациями по исполнению индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в части выполнения мероприятий по психолого-педагогической реаби-литации или абилитации, индивидуальной программы реабилитации или абили-тации инвалида в части выполнения мероприятий по общему и профессиональ-ному образованию"
10.Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 го-да (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 №344)
11.Информационно-методическое письмо о правовых основах проведения рабо-ты по профилактике распространения идей экстремизма в подростковой среде.
12.Постановление администрации Тамбовской области от 20 мая 2014 г. N 545 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетной семье"
13.Приказ управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской об-ласти от 30 июня 2016 г. N 931-ф "Об утверждении административного регла-мента предоставления государственной услуги "присвоение семье статуса "мно-годетная семья" и выдачи (замены) удостоверения "многодетной матери (отца)"
ПРИКАЗЫ
1.Приказ «О деятельности в школе социально – психологической службы (СПС) в 2024-2025 учебном году».
2. Приказ «Об организации работы логопункта на 2024-2025 учебный год в МБОУ «Комсомольская СОШ»».
3. Приказ «Об организации работы психолого – педагогического консилиума в МБОУ «Комсомольская СОШ» на 2024-2025 учебный год».
4. Приказ «Об организации работы по оказанию социально – психолого –педагогической помощи обучающимся из семей членов участников специальной военной операции, родителей в МБОУ «Комсомольская СОШ» и филиалов с.Селезни, с.Лысые Горы, с.Новосельцево, с.Богословка, п.с-за «Селезнёвский» в 2024-2025 уч.году».
5. Приказ «О порядке организации фото и видеосъёмки в МБОУ «Комсомольская СОШ» и филиалов с.Селезни, с.Лысые Горы, с.Новосельцево, с.Богословка, п.с-за «Селезнёвский» родителями (законными представителями), обучающимися, сотрудниками и другими лицами в 2024-2025 учебном году».
6. Приказ «Об организации работы МБОУ «Комсомольская СОШ» и в филиалах с.Селезни, с.Лысые Горы, с.Новосельцево, с.Богословка, п.с-за «Селезнёвский» по адаптации обучающихся иностранных граждан (дети – мигрантов) в 2024-2025 уч.году»